ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

— (лат. compositio - составление, сочинение) -составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

> энциклопедия искусства

Неправильная композиция может испортить даже самую мастерски выполненную работу - аватар, эпиграф, что угодно. Композиция - это умение правильно расположить объекты на нашем холсте, объединить их в одно целое, и конечно, заинтересовать вашего зрителя и привлечь его взгляд. Чувство композиции присуще многим мастерам, они находят правильную композицию по наитию, интуитивно, но это не значит, что этому нельзя научиться.
Работу над композиции, допустим, аватара нужно вести с учетом особенностей человеческого восприятия. Глазу необходим определенный "маршрут" в форме простейших геометрических фигур. Как пример, приведу шедевры мировой живописи:
пример 1
пример 2

Как правило, как на аватаре, так и на другой работе существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека - в первую очередь привлекает внимание композиционный центр, затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.

В композиции существую 4 основных закона:
*Закон целостности
Это значит, что ваша работа должна восприниматься цельно, независимо от того, сколько на ней изображено объектов. Очень важно именно расположение объектов, каждый из которых производит на зрителя свое впечатление, а если их не упорядочить - работа будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от работы. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой.

*Закон жизненности
Сразу скажу, что он не выступает, как всеобщий закон композиции, скорее как частный, который проявляется в только тех работах, в которых ставится задача передать движения во времени.
Закон жизненности требует, чтобы в работе, где изображено данное движение, был передан смысл движения во времени и тем самым чувство жизненности отображаемого.

*Закон контрастов
Какие существуют виды контрастов? Правильно. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст, тональный (светлый-темный), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение аватара, эпиграфа. Контраст - это очень хорошее средство сделать свою работу более выразительной. Если все объекты будут выполнены на нюансах (одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя будет просто не за что "зацепиться", он не увидит и не поймет главного (хотя и здесь есть исключения, но об этом нужно писать урок цветоведения).

*Закон подчинённости
Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, как я уже говорила, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ
— композиционный центр: именно там расположено самое главное, то, ради чего собственно и затевалась вся эта работа. Смысловой центр… Как правило, он располагается на втором плане. На первом располагаются объекты (фон, абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят» взгляд зрителя в работу, плавно подводят его к главному.
— применение золотого сечения: иначе говоря, применение асимметрии.
— ритм: это может быть, к примеру, ритм повторяющихся (в меру) цветовых пятен, фигур, расположенных на определенной "линии", которая ведет глаз к композиционному центру.
— статика
— динамика
В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это зависит опять-таки от замысла мастера. Статичные объекты создают состояние покоя, или мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо применяется правило вертикаль/горизонталь.
Если в аватаре присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит работу, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы аватара.

В уроке были использованы материалы из википедии, книги Сокольникова "основы композиции", а также Татьяны Ветровой.
by paprika for nest